Другие новости

Курсы валют
  • 91.70
  • 95.80
  • 98.00
  • 103.00
  • -
  • -
  • 91.70
  • 95.80
  • 98.00
  • 103.00
покупаем
продаем
USD
EUR

Саровбизнесбанк выступил партнером проекта журнала "Банки и деловой мир", посвященного региональным банкам

 
13.10.2014

На вопросы анкеты ответила президент Саровбизнесбана Ирина Алушкина

  1. Алгоритм открытия банковских филиалов и отделений в «чужих» регионах время от времени менялся. Активная экспансия и федеральных, и крупных региональных банков сменялась периодами затишья, а то и сворачивания «точек», затем возобновлялась. Какой тренд сейчас? Кто к кому «приходит в гости» (и «гостевое» ли сейчас время)? И что это означает для региональных банковских систем — приходится «подвигаться» или наоборот заполнять освобождающиеся ниши?

    Нижегородский регион всегда был чрезвычайно привлекателен для различного рода финансовых (не только банковских) структур. Практически все «вновь» приходящие открываются в областном центре, отдаленные районы области им не интересны. На начало года в Нижегородской области было представлено около 135 наименований банков. Уровень банковской конкуренции в нашем регионе высочайший. Мне кажется, что все, кто хотели, уже давно «пришли в гости», расселись по местам и заняты своим делом. Хотя каждый год кто-то новый появляется, а кто-то уходит. Но это не оказывает влияния на рынок, потому что состав активных и заметных участников, оказывающих хоть какое-то влияние на конкурентную среду, сформировался достаточно давно и практически не меняется.

  2. С ноября прошлого по март года текущего банковская система подверглась «набегу вкладчиков». Какие банки в вашем регионе приняли на себя более ощутимый удар — федеральные или местные? Каковы в принципе особенности политики региональных банков по привлечению частных вкладов при вынужденной конкуренции с раскрученными сетевыми брендами?

    Я все-таки не соглашусь с формулировкой «набег вкладчиков», по крайней мере применительно к нашему региону. Так, в Саровбизнесбанке в начале года действительно рост объема вкладов приостановился, однако это было вызвано не оттоком вкладов (объемы закрываемых вкладов в целом соответствовали аналогичному периоду предыдущего года), а тем, что уменьшились объемы «новых» денег, размещаемых во вклады. Процент досрочных изъятий вообще соответствовал обычной норме (в любой ситуации есть вкладчики, которым по какой-то личной причине срочно понадобились деньги).

    Что касается политики привлечения вкладов, то каких-то особых секретов у нас нет. Противопоставить федеральным брендам мы можем нашу предельную узнаваемость на исторической территории присутствия, доброе слово клиентов о предыдущих наших взаимоотношениях в любых рыночных ситуациях и понятную открытую позицию по условиям продуктов. Этим успешно и пользуемся.

  3. Охарактеризуйте свою корпоративную клиентскую нишу в регионе. Верно ли, что самых «лакомых» местных клиентов переманили федеральные «варяги»? Какие категории клиентов остаются на 100% «патриотами» и продолжают обслуживаться в местных банках?

    Наша клиентская ниша в регионе достаточно диверсифицирована. В основе ее предприятия среднего и малого бизнеса, но много и крупных клиентов, в том числе градообразующих. Надо признать, что не всегда весь спектр потребностей крупного бизнеса в состоянии закрыть региональный банк – есть специфические операции, на которых региональные банки, как правило, не специализируются, есть потребность в финансировании сложных инвестиционных проектов, где ограничителем являются прежде всего нормативные лимиты. Тем не менее, я убеждена, и опыт нашего банка это подтверждает, что региональный банк (правда достаточно крупный) вполне может обслуживать и большой бизнес. Чем крупнее клиент, тем с большим количеством банков он сотрудничает. У регионального банка есть несомненное конкурентное преимущество: оперативность. Как известно, ложка нужна к обеду, а деньги (или банковские гарантии) — к определенному сроку. Кроме того, региональные банки, как правило, проявляют большую гибкость, готовность «настроить» практически любой продукт с учетом специфики клиента или сделки. Что касается «патриотизма» по отношению к банку, то я считаю неверным строить свой бизнес, эксплуатируя это чувство. Надо в первую очередь быть конкурентным, строить отношения с клиентами на взаимовыгодных условиях, тогда лояльность и стабильность клиентской базы будет обеспечена.

  4. Как вы решаете проблемы фондирования — в большей степени с помощью средств местных властей (региональные программы, обслуживание счетов и т.д.) или с опорой на частные клиентские ресурсы? К каким каналам фондирования вы бы хотели получить доступ?

  5. Какие проблемы региональных банков вы считаете самыми болезненными?

    Не могу высказаться за все региональные банки. Все-таки мы достаточно разные (как и московские банки). Но я считаю, что основные проблемы и у региональных банков, и у частных федеральных банков одни и те же. В качестве примеров можно привести: во-первых, отсутствие здоровой конкуренции с госбанками, имеющими практически неограниченный административный ресурс; во-вторых, недостаточную защищенность прав кредиторов в процедурах банкротства («рэкет» арбитражных управляющих и т. д.), проблемы судебной системы; в-третьих, ограниченные возможности по долгосрочному фондированию в условиях отсутствия законодательной базы по «безотзывным» вкладам. Список можно продолжать и дальше. Поэтому какие-то специфические проблемы типа минимального собственного капитала на этом фоне уходят на последний план, да и затрагивают они немногих.

    А вообще нужна взвешенная государственная политика в банковском секторе, основанная на сочетании крупных, средних и мелких банков, федеральных и региональных участников рынка. Ближайшее время будет непростым для всех, и в случае очередного обострения на серьезную поддержку могут рассчитывать только самые крупные федеральные банки (в первую очередь государственные). Выход для региональных банков — строить свой бизнес так, чтобы им помощь государства и не понадобилась. Что мы и делаем.

  6. Существуют две крупные банковские ассоциации федерального масштаба, в числе своих приоритетов декларирующие защиту интересов именно региональных банков. Ощущаете ли вы их поддержку?

    Саровбизнесбанк является членом Ассоциации региональных банков «Россия». В Ассоциации «Россия» состоит большое количество региональных банков. Наша Ассоциация работает в интересах всех своих участников, а значит и региональных банков в том числе. Вопросы изменения законодательства, усиления надзора, судебной практики и многие другие актуальны для всех банков. Кроме того, Ассоциация «Россия» оказывает эффективную поддержку и в конкретных вопросах, касающихся отдельных банков. У нас неоднократно была возможность убедиться в этом на деле.



← все новости