Курсы валют
  • 55,00
  • 72,00
  • 59,00
  • 76,00
  • -
  • -
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.10
  • 64.10
  • 66.10
  • 68.50
  • 77.00
  • 83,00
  • 62.20
  • 64.00
  • 66.20
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
  • 62.60
  • 64.10
  • 66.60
  • 68.50
  • 77.00
  • 83.00
  • 62.70
  • 64.00
  • 66.70
  • 68.40
покупаем
продаем
USD
EUR
GBP

от 5000 USD/EUR
и в «СББ онлайн»

Главная страница » Это интересно

Ирина Алушкина: «У нас большой опыт оздоровления банков»

13.10.2011

В сентябре Саровбизнесбанк завершил присоединение Нижегородпромстройбанка. Это первый на российском рынке пример успешной посткризисной санации, осуществленный региональным банком. О ее осуществлении и дальнейших планах Саровбизнесбанка в интервью Bankir.Ru рассказывает его президент Ирина Алушкина. // Марина Сипатова, Bankir.Ru

- Ирина Арьевна, каковы сегодняшние, «посткризисные» особенности работы регионального банка?

- Нижний Новгород отличает чрезвычайно высокий уровень конкуренции. На 1 июля 2011 года банковский сектор Нижегородской области представлен 14 самостоятельными банками с 7 их филиалами, расположенными на территории области, а также 90 филиалами банков, головные офисы которых находятся за пределами региона. В области работали 467 дополнительных офисов, 42 кредитно-кассовых офиса и 61 операционный офис, 465 операционных касс кредитных организаций (филиалов) и 9 представительств банков, головные организации которых находятся в других регионах.

При этом региональная банковская составляющая достаточно сильная и заметная. Нижегородский регион всегда был интересен для банковского бизнеса в силу высокого уровня развития промышленности, бизнеса, географического положения. Региональные банки в Нижегородской области испытывают существенное давление, вызванное доминированием на рынке госбанков. Хотя особенностью нашего региона это не назовешь – такая ситуация наблюдается повсеместно. Это мешает нормальной конкуренции, не дает развиваться рыночным механизмам.

- Как вы переживали кризис – оптимизация расходов, новые услуги для клиентов, усовершенствование бизнес-процессов?

- В период острой фазы кризиса спрос на банковские услуги (за исключением кредитов) падает – клиентам, как правило, не до новых услуг. К кризису мы готовились заранее, поэтому меры по снижению кредитного портфеля приняли заранее, перекладываясь в более короткие по сроку и ликвидные активы. К осени 2008 года у нас был сформирован дополнительный запас ликвидности. Расходы мы в кризис, конечно, тоже оптимизировали, но персонал не сокращали. Мы использовали это время, чтобы провести серию тренингов, направленных на формирование у сотрудников фронт-офиса навыков работы с паникующими клиентами. Кроме того, именно в нестандартных ситуациях проявляются лучшие и худшие качества сотрудников. Также мы не просто совершенствовали бизнес-процессы, а изменили некоторые из них принципиально, например, централизовав оценку рисков.

- По вашему мнению, общение между членами нижегородского банковского сообщества налажено?

- Более или менее. Проводятся ежегодные авторитетные банковские форумы, на которых обсуждаются общие проблемы и подходы к их решению, формируются общие позиции банковского сообщества по наиболее важным вопросам. Довольно активно для общения используются площадки двух банковских ассоциаций – АРБ и Ассоциации «Россия». Обмен мнениями ведется и на страницах банковской прессы, практические вопросы деятельности рассматриваются на портале Bankir.Ru. Хотя, конечно, надо признать, что банкиры с «душой на распашку» не живут.

Хуже получается общение с финансовыми властями и регулятором. Обычно мнением банковского сообщества интересуются. На обсуждение выносятся практически все серьезные документы, банковские эксперты формируют предложения. К сожалению, принимается немногое, но это не повод обижаться и устраняться от общения. Ведь вода камень точит.

- Откуда вы черпаете профессиональную информацию?

- Регулярно посещаю различные форумы, читаю банковские журналы – «Банки и деловой мир», «Аналитический банковский журнал», «Банковское дело», «Банковское обозрение», а также деловую прессу. Внимательно слежу за новостями, в том числе на порталах Bankir.Ru и РБК. К счастью, в наше время недостатка в информации нет.

- Какие проблемы сейчас для вашего банка наиболее актуальны?

- Как и большинство наших коллег, нас беспокоит непростая ситуация, складывающаяся на финансовых рынках. В связи с чем нами уже предприняты меры для создания дополнительного запаса ликвидности. Совсем недавно, 5 сентября, завершилась процедура присоединения к Саровбизнесбанку другого банка региона – Нижегородпромстройбанка. Мы сейчас занимаемся работой по адаптации новых сотрудников, оптимизацией структуры и управления, пересмотром бизнес-процессов. Это, конечно, нельзя назвать проблемами, но работа достаточно масштабная, направленная на сокращение издержек и повышение эффективности.

- Вопрос кадров в банковской сфере всегда стоял весьма остро. Кого вы предпочитаете нанимать по личностным и профессиональным качествам? Какова кадровая политика банка?

- Конечно, в условиях растущей конкуренции и высокого уровня «зарегулированности» банковского рынка профессиональный уровень сотрудников банка является важнейшим фактором успеха. Несмотря на огромное количество вузов, выпускающих специалистов для банков, дефицит профессиональных кадров имеется. Работодатель хочет, чтобы специалист кроме общих знаний обладал хоть какими-то практическими навыками, например, технологиями продаж, умел свободно общаться и грамотно выражать свои мысли. Этому в вузах, к сожалению, не учат. Поэтому разрыв между тем, кто востребован, и теми, кого выпускают, велик.

Несмотря на обилие кадров на рынке, дефицит профессионалов ощущается. В нашем банке имеется НR-служба, занимающаяся вопросами подбора, адаптации, обучения персонала, анализом атмосферы в коллективе, выявлением проблем и причин увольнений и многим другим. Первоочередные задачи службы корректируются в зависимости от основных задач, стоящих перед банком. В настоящий момент перед специалистами службы стоят основные задачи: адаптация присоединенного коллектива Нижегородпромстройбанка, оценка его качества и потенциала, подготовка принятия решений.

Команда единомышленников должна быть у каждого руководителя. И в этом плане на людей, находящихся рядом со мной, всегда можно положиться. Я это ценю, и для меня это важно. Ну а при найме остальных сотрудников мы стараемся, чтобы личностные особенности людей и их уровень соответствовали тем задачам, которые мы на них собираемся возложить. В этом залог того, что сотрудник успешно справится с возложенными на него задачами.

- Поделитесь опытом присоединения к вам других банков – опытом оздоровления банков, которые вы присоединили?

- За время работы в банковской отрасли мне дважды довелось заниматься вопросами объединения банков. Также наработан опыт санации банка, сопоставимого по величине с Саровбизнесбанком. В 2005 году мы реализовали процедуру присоединения нижегородского банка «Гарантия» к Саровбизнесбанку с созданием на базе «Гарантии» филиала. Оба банка были финансово благополучны: «Гарантия» больше внимания уделяла работе с физическими лицами, малым и среднем бизнесом, а Саровбизнесбанк обслуживал крупные предприятия атомной отрасли, а также муниципальные предприятия в городах присутствия. В этом смысле клиентская база удачно дополнила друг друга, а территориальных точек пересечения практически не было.

Это был первый случай объединения двух региональных банков. До этого подобные процедуры проводили только банки федерального масштаба. Ряд вопросов по присоединению тогда еще не был отрегулирован Центробанком. Например, мы получали разрешение на временное сохранение старого корсчета лично у бывшего заместителя председателя ЦБ РФ Андрея Козлова. Сейчас этот и многие другие вопросы отражены в инструкциях, хотя проще процедура реорганизации не стала.

В конце 2008 года Саровбизнесбанку было доверено финансовое оздоровление Нижегородпромстройбанка, на тот момент второго по величине самостоятельного банка региона и являющегося социально значимым, который в наиболее острый период финансового кризиса в результате массового изъятия вкладов населения потерял финансовую устойчивость и оказался не в состоянии выполнять обязательства перед клиентами.

- И какие процедуры вы проводили с целью оздоровления работы присоединенного банка?

- В рамках реализации плана оздоровления были произведены кадровые изменения в составе руководства и правления Нижегородпромстройбанка, кардинально пересмотрены подходы банка к управлению ликвидностью, к оценке и принятию рисков, начата масштабная работа по переходу на современные IT-технологии, разработаны и внедрены новые банковские продукты. В основу работы был положен принцип максимальной открытости и прозрачности, поэтому с целью информирования клиентов банка о ходе процедуры оздоровления была создана общественная комиссия, в которую вошли представители правительства, Законодательного собрания и Общественной палаты Нижегородской области, администрации Нижнего Новгорода, представители СМИ, руководители крупных предприятий – клиентов банка. Была организована работа круглосуточной «горячей» телефонной линии.

Уже на 1 января 2009 года в Нижегородпромстройбанке была сформирована сбалансированная структура активов и пассивов, имеющая весомый запас прочности и надежности, выполнялись все обязательные нормативы Банка России. Решалась и самая главная задача – восстановление доверия клиентов и вкладчиков банка. Удалось не только вернуть на обслуживание в банк большинство старых клиентов, но и привлечь новых. Проделанная работа позволила Нижегородпромстройбанку возобновить кредитование клиентов банка, принимать активное участие в реализации программ кредитования, разработанных Правительством Нижегородской области, стать победителем нескольких конкурсов и аукционов на право предоставления кредитных ресурсов министерству финансов Нижегородской области, администрациям районов.

С учетом результатов, достигнутых банком, и выполнением плана финансового оздоровления ЦБ и АСВ приняли решение о досрочном завершении в отношении Нижегородпромстройбанка процедуры финансового оздоровления – с 1 января 2010 года. Таким образом, Нижегородпромстройбанк стал первым банком в России, досрочно успешно завершившим процедуру санации. Принятие в середине мая 2011 года акционерами Саровбизнесбанка и Нижегородпромстройбанка решения об объединении стало логичным завершением проделанной ранее работы: за время санации было изучено качество активов банка, а именно в этом вопросе заключаются основные риски. Опираясь на имеющийся опыт, мы завершили процедуру реорганизации уже к 5 сентября. Еще до запуска процесса объединения мы постарались исключить саму возможность негативной реакции населения. Лояльность клиентов удалось сохранить благодаря высокому уровню информационной открытости процесса присоединения. А широкое освещение в СМИ планов по слиянию, механизма процесса, тщательный анализ последствий сделки способствовали тому, что уровень доверия нижегородцев к объединенному банку вырос. Для клиентов важны именно надежность и оперативность обслуживающего банка, поэтому расширение Саровбизнесбанка воспринимается ими как усиление его позиций. При этом необходимо отметить, что решение о реорганизации путем присоединения было принято практически единогласно. Ни один из акционеров Нижегородпромстройбанка (а их более 4300!) не воспользовался правом на выкуп акций в соответствии с законом. Это показатель доверия.

Подробнее...




← все интересные материалы